Понедельник, 06.05.2024, 07:52
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Виртуальная психологическая служба "ПЕРСОНАЛ"

Меню сайта
Категории каталога
Работодателю [1]
Соискателю [6]
Рекрутеру [2]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Советы психолога

Главная » Статьи » Рекрутеру

советы рекрутеру

 Как распознать специалиста

Любой рекрутер рано или поздно оказывается в ситуации, когда ему приходится подбирать специалиста в сфере, о которой сам подборщик не имеет ни малейшего понятия. Особо эта проблема актуальна для кадровых агентств, но и в компании она также может иметь место. Так как же быть? Оценивать личностные характеристики, а профессиональные оставлять на откуп будущему начальнику?
Впрочем, тут возможны варианты.
Вариант первый, простейший

Можно пойти по пути наименьшего сопротивления. Все кандидаты, производящие более-менее приличное впечатление отправляются к их потенциальным начальникам, для оценки профессиональных навыков. На таком подходе иногда даже настаивают руководители подразделений, дескать, «спеца должны смотреть спецы». Минусы этого подхода очевидны: увеличивается количество лишней работы для «спецов», и на втором десятке кандидатов это вполне может привести к подспудному недовольству работой отдела персонала: «Кого вы к нам присылаете?! Тут же невооруженным глазом видно, что он не понимает ничего!» Удовольствия такой расклад никому, естественно, не доставит. Значит, нужно повышать качество «потока», и свой собственный рекрутерский рейтинг!
Вариант второй, познавательный

Это вариант для настоящих героев. Или везунчиков. Суть заключается в том, что вы либо быстренько осваиваете требуемую сферу (герой), либо уже знакомы с ней «по прошлой жизни» (везунчик). Впрочем, освоение новой предметной сферы не есть такой уж героический акт, как могло бы показаться. В конце концов, вам не требуется знание всех тонкостей, важно хотя бы в общих чертах представлять себе, о чем идет речь. Получить эту информацию не так уж сложно. Во-первых, нужно взять «интервью» у тех самых спецов, которые есть в вашей компании. Поспрашивать у них – чем же именно они занимаются, для чего это нужно, какие во всем этом особенности, и, главное, почему это им интересно. А так же поинтересоваться, по каким, на их взгляд, признакам можно определить специалиста, что он должен знать, что уметь, какими знаниями обладать. Еще есть такой интернет, где тоже можно найти большое количество информации о самых разных предметных сферах, в том числе и в популярном изложении. И вооружившись этими знаниями вы уже смело встречаете кандидатов.
Вариант третий, рекрутерский

Рекрутер не был бы рекрутером, если бы не умел хитро выкручиваться из сложных ситуаций. А потому и появляется этот самый третий вариант. В его основе лежит тот факт, что основным признаком, свидетельствующим о глубине профессиональных знаний является степень свободы общения на профессиональные темы. И первая стратегия использования этого факта – «стратегия постороннего человека». Вы говорите кандидату: «Вы знаете, я далек(далека) от финансов, я психолог, занимаюсь подбором, не могли бы вы мне объяснить попроще, чем вы занимаетесь?» Замечательная провокация! Кандидатов, которые требуют не тратить времени и немедленно вести их к специалистам, можно смело выпроваживать – зачем вам неадекватные и малоуправляемые работники? Другая ситуация – кандидат пытается объяснить, но у него как-то плохо выходит. Значит, либо он сам слабо представляет предмет, либо имеет серьезные проблемы с общением и вербализацией своих мыслей. И, наконец, случай, когда вам объясняют просто и доходчиво, и так что вам сразу все становится понятно. Замечательно! Одна опасность – что твердые знания кандидата ОШИБОЧНЫ! Но оценить это вы уже не в силах и предоставляете сделать это будущему начальнику соискателя.

Стратегия номер два – «Сам такой». Дело в том, что кандидат не знает, насколько именно вы владеете (или не владеете) этой сферой. Рассказывая о своем опыте, он, как правило, произносит набор фраз, описывающих некоторые профессиональные явления. Например, кандидат на позицию маркетолога говорит: «Занимался сегментированием рынков, проведением исследований, разработкой стратегии продвижения компании». За этими словами может скрываться как богатый и замечательный опыт, так и полная профессиональная недееспособность. Но уточнить это просто: вы понимающе киваете и задаете кандидату вопросы типа «Как именно вы это делали?», «Какую цель вы преследовали?» «Каких результатов вам удалось добиться?» Ага! Такие вопросы выдают в вас человека понимающего! И кандидат вынужден общаться с вами как с профессионалом, но общаться «в темную», подозревая в вас бездну знаний и опыта. А значит, много сочинять о себе и говорить что-то, в чем он не уверен, кандидат уже поостережется, будет стараться говорить «правду и только правду». Не разочаровывайте его, кивайте многозначительно и говорите свое веское «Угу». А так же «цепляйтесь» к различным сообщениям об опыте со все теми же вопросами: как, зачем, чего добились?

Еще один важный момент, на который следует обращать внимание – профессиональная рефлексия кандидата. Даже если вы совсем не понимаете того, о чем говорит соискатель, нелишне поинтересоваться у него, как на его взгляд происходит развитие данной области за последнее время и как он оценивает имеющиеся в этом развитии тенденции. Да и просто полюбопытствовать – какую профессиональную литературу читает кандидат и зачем, а если не читает, то почему? (Кстати, это вопрос далеко не однозначный. Не во всех областях бизнеса качество «литературы» дотягивает до уровня практики. К сожалению.) Хорошие результаты дает и просьба кандидату дать профессиональную оценку, какого-либо явления. Например, человек покидает новый издательский проект. Поинтересуйтесь, насколько, по его мнению, подобного рода проекты вообще перспективны, имеют ли они будущее. Из ответов будет сразу понятно, какое количество факторов человек способен удержать в фокусе внимания и насколько целостно его представление о рынке.

Из советов – не врите очень уж нагло. Если вас пытаются затащить в пучину профессиональной дискуссии – выворачивайтесь, тонко улыбнитесь и скажите: «Я сейчас оцениваю не столько профессиональные знания, сколько другие ваши качества и способности».

Разумеется, наилучших результатов дает сочетание подходов. Если вы подкрепили свой блеф некоторыми знаниями, почерпнутыми из литературы, интернета или бесед со специалистами, руководители отделов, которых вы обеспечиваете кадрами, очень быстро начнут ценить вас как исключительно грамотного специалиста. А что еще рекрутеру нужно? 

Наталья Фетисова
Мягкий крючок для соискателя, или три совета ИТ-рекрутеру


На современном рынке труда наблюдается взрывной спрос на ИТ–персонал. В этих условиях выбирают не компании – выбирают соискатели, в результате HR–отдел компании сталкивается с целым комплексом проблем, ключевым словом в описании которых становится слово «быстро».

*      быстро подготовить описание вакансии и начать поиск, используя максимальное количество ресурсов;

*       быстро осуществить предварительный отбор кандидатов;

*       быстро организовать и провести интервью;

*       быстро принять решение о приеме специалиста на работу.


«Быстро, быстро, быстро…» - к чему же такая спешка? К сожалению, «перегретый» рынок труда в ИТ–сфере не оставляет нам выбора. У нас больше нет возможности раскладывать пасьянсы из резюме, бесконечно согласовывать кандидатуры с «заказчиками» из отделов и неспешно проводить «многоуровневые» собеседования – а потом брать «еще недельку» на раздумья и принятие окончательного решения.

Постоянно осуществляя «валовой» набор ИТ–специалистов, опытным путем я вывела три рекомендации рекрутеру. Их соблюдение существенно ускоряет и облегчает работу эйчара.

Требуйте от «заказчика» заявку на подбор специалиста! Если в вашей организации еще нет такого документа – разработайте его!

В ней должны быть максимально полно отражены будущие обязанности специалиста, важнейшие требования к кандидату (как профессиональные, так и личностные) и условия работы. По сути, такая заявка должна представлять собой упрощенный профиль компетенций.

Зачем же нужен такой «бюрократизм»? В чём его польза?

Давайте сформулируем главные выгоды от введения стандартизированной заявки на подбор:

*       Экономия времени: не ведутся бесконечные беседы и согласования относительно описания вакансии и требований к кандидату;

*       Не искажается информация: необходимые компетенции описаны максимально четко, полно и в нужной последовательности по уровню важности;

*       Повышается исполнительская дисциплина: указаны конкретные сроки начала и завершения работы по вакансии.

*       Снижается вероятность конфликтов: нет взаимного недопонимания и разночтений, то есть ситуации “испорченного телефона”, абсолютно неизбежной при «устной» работе: «Но я же две недели назад имел в виду совсем другое!».


Важное замечание: заявка на подбор не должна быть краткой и формальной! Это не отписка или способ «прикрыть тыл» перед руководством. Заявка на подбор персонала – это реальный инструмент вашей работы, и вы вправе требовать от коллег серьезного и уважительного к нему отношения.

Заручитесь поддержкой сотрудников–экспертов!

Требуйте, чтобы в каждом подразделении компании был выделен сотрудник, ответственный за работу с вакансиями отдела. Это должен быть опытный специалист, носитель ключевых компетенций в работе отдела. Он выполняет следующие функции:

*       Участвует в описании вакансии и формировании требований к кандидатам – совместно с руководителем подразделения и HR–отделом;

*       Помогает сотрудникам отдела персонала в первичной работе с кандидатом – объясняет специфику вакансии, помогает отвечать на вопросы;

*       Консультирует соискателя – дает ему четкое представление о проекте, о сути работы и дополнительных возможностях. Это дополнительно мотивирует кандидата сделать выбор в пользу компании.

*       Оценивает резюме соискателя, его профессиональный бэкграунд, результаты тестовых заданий (если они выдавались). На основе этих оценок руководитель подразделения совместно с сотрудником–консультантом принимают решение о собеседовании.


Практика выделения в составе отделов сотрудников–экспертов для работы с ИТ-вакансиями очень эффективна. Специалист по персоналу зачастую просто не может иметь достаточный объем специальных знаний, чтобы ответить на все вопросы кандидата и принять решение о целесообразности интервью.

Кроме того, эксперт помогает эйчару вовремя «отсечь» случайных, некомпетентных, не соответствующих требованиям кандидатов. Так мы экономим время и не проводим бессмысленные интервью, результат которых становится ясен после первых минут разговора.

Совместная работа эйчара и сотрудника–эксперта даёт компании еще одну важную выгоду – налаживаются коммуникации между отделами, появляется эффективная обратная связь.

Подразделения компании вовлекаются в работу по подбору персонала, осознают сложность и важность этой работы, а в результате получают более «качественных» и ценных сотрудников.

Не бросайте успешного кандидата после интервью. Удерживайте его на «мягком крючке»!

«Срыв» кандидата даже после собеседования, на котором стороны сказали «да» - обычное дело на сегодняшнем перегретом рынке вакансий. Вполне возможно, что прямо сейчас кто-то предлагает «вашим» кандидатам больше!

Поэтому важная обязанность менеджера по рекрутингу – не бросать кандидата после собеседования, а мягко «вести» его до момента, когда он придет к вам в офис с трудовой книжкой.

Приемы «ведения» кандидата достаточно просты – однако требуют от рекрутера хороших коммуникативных навыков:

*       Внимательно отслеживайте статус вакансии после собеседования – забывчивый или расхлябанный руководитель подразделения–заказчика может свести на нет всю вашу работу. «Дергайте», напоминайте, интересуйтесь текущей ситуацией по вакансии!

*       Удерживайте кандидата «на крючке» – параллельно с работой по другим вакансиям пишите и звоните кандидату, удерживая его от продолжения поисков. Не стесняйтесь звонить людям! Один звонок кандидату гораздо эффективнее нескольких писем. Разговаривайте мягко, но уверенно. Кандидат должен понять, что его трудоустройство – вопрос решенный, а время нужно для улаживания формальностей и технических вопросов.

*       Дайте кандидату постоянную обратную связь, демонстрируйте заинтересованность - создайте «эмоциональную петлю». Это особенно важно в работе с беспокойными, тревожными кандидатами, которые колеблются и сомневаются в своем выборе. Таким людям для принятия решения нужна ваша эмоциональная поддержка и участие. Человечное отношение к сотрудникам, потенциальным и действующим – ваше мощное конкурентное преимущество на рынке труда. Используйте его!


Принципы правила удержания применимы на всех стадиях работы с кандидатом. Это правило можно сформулировать и другими словами, совсем кратко: «Программисты – тоже люди».

При найме IT – персонала эту истину частенько забывают, стремясь минимизировать «пресловутый человеческий фактор» и создать «машину найма». К сожалению (или к счастью), эффективность таких «машин», как правило, невелика. Развитый эмоциональный интеллект и способность к эмпатии жизненно важны для успешной работы современного рекрутера и совсем не только на ИТ–рынке.

HRM.ru

 

Вредные советы рекрутера

Сомневайтесь во всем!

Обратитесь сразу во все агентства по подбору персонала, которые сможете найти. И обязательно сообщите каждому из них, что работаете с несколькими кадровыми агентствами. Это поднимет мотивацию рекрутеров, ведь риски кадрового агентства растут, а это так интересно - искать людей, конкурируя со всем городом сразу.
Никогда не доносите до рекрутеров мнение человека, принимающего решение по кандидату, - незачем этим кадровым агентствам знать, чего на самом деле хочет ваш внутренний заказчик. Пусть сами догадаются.
Никогда не раскрывайте рекрутерам размер компенсационного пакета и истинные обязанности на той позиции, которую необходимо закрыть. Вы же подписывали договор о конфиденциальности!
Сразу откажитесь смотреть первую десятку кандидатов, присланных вам рекрутерами, - самое "сладкое" они всегда оставляют на потом.
Заставьте кандидатов подождать в вашей приемной часик-другой - только так вы сможете проверить, есть ли у них внутренняя мотивация работать в вашей компании.
Помните, кандидат - всегда потенциальная опасность для компании:
Молодая симпатичная женщина, не замужем - выйдет замуж и уйдет в декрет.
Молодая замужняя женщина без детей - уйдет в декрет.
Молодая замужняя женщина с детьми - может уйти в декрет еще раз (не впервой!) или дети будут постоянно болеть.
Молодой перспективный мужчина - точно всех "подсидит".
Молодой, но бесперспективный - развалит компанию.
Немолодой, но опытный - старая закалка затормозит развитие фирмы.
Немолодой и неопытный - зачем вам неудачники?
Внимательно следите за кандидатом во время интервью и ищите во всем подвох:
Смотрит в глаза - наглый.
Не смотрит в глаза - есть что скрывать.
Сидит вальяжно - самоуверенный хам.
Сидит скукожившись под вашим взглядом - не держит удар.
Принял ваше предложение выпить чашку кофе - он бы еще обед попросил!
Не принял - не доверяет вам, следовательно, изначально нелоялен.
Рассказывает о своем опыте четко и уверенно - точно заучил все еще дома.
Рассказывает неуверенно - должен был "отвалиться" еще на стадии телефонного разговора.
Позвоните на нынешнее место работы кандидата, поговорите с его начальством. В конце концов, непорядочно искать работу, не предупредив руководство.
Приглашайте кандидатов на встречи с одними и теми же людьми несколько дней подряд, не объясняя причин.
Выдайте кандидату на высокую позицию тесты, выполнение которых займет у него часов восемь, и заставьте выполнять их прямо у вас на глазах.
Предлагайте анкету для заполнения кандидату каждый раз, как он приходит. Не важно, что он уже заполнял ее три раза.
Вы выбрали идеального кандидата - предложите ему вдвое меньше денег, чем он запрашивал. Человек ведь должен работать "за интерес".
Во всех своих неудачах с подбором персонала можете смело винить руководство. Ведь это оно наняло вас и вменило в обязанности подбор персонала.
Дарья Масловская. www.hrm.ru



Вредные советы HR-консультанта.

На этапе отбора кандидатов обращайте внимание только на их профессиональные качества. Понять, соответствует ли сотрудник корпоративной культуре компании, вы сможете после, а сейчас это не так важно.
Составьте мнение о кандидате при первой встрече и не меняйте его ни при каких обстоятельствах, что бы ни говорил и ни делал кандидат.
Постарайтесь опоздать на интервью минут на пятнадцать. Заставьте кандидата нервничать. Можно запереть его в замкнутом небольшом помещении и исчезнуть на некоторое время. Начав интервью, обязательно продемонстрируйте кандидату, что у вас есть множество более важных дел, чем разговор с ним. Отвечайте на звонки по мобильному телефону, звоните сами, давайте инструкции коллегам. Можно внезапно прервать интервью, сообщив, что вас вызвали на совещание. Интервью можно перенести, важно не указывать определенное время. Достаточно произнести нечто вроде "давайте встретимся в течение ближайшего месяца и продолжим наш разговор".
Если кандидат кажется вам подходящим, тяните с решением о приеме на работу как можно дольше. Подойдут любые аргументы: отсутствующий менеджер отдела, который должен его проинтервьюировать вслед за вами, плотный график, не позволяющий вам обсудить это решение с руководством в настоящее время, и проч.
Если кандидат вас не устроил, также не сообщайте ему об этом. Пусть думает, что вы еще принимаете решение.
Обучение персонала

Обучайте сразу всех сотрудников компании, причем всех в равной степени. Так ваша политика обучения будет выглядеть глобальной и полноценной.
Поручите общение с тренинговой компанией своему младшему ассистенту и не участвуйте в планировании тренинга. У вас и так много дел.
Никогда не предупреждайте персонал о проведении тренинга заранее - пусть это будет для них маленьким сюрпризом.
Спланируйте тренинг таким образом, чтобы день его проведения совпал с моментом максимальной загрузки сотрудников. Организуйте тренинг в конце месяца, накануне важного мероприятия или перед окончанием сложного проекта. В противном случае сотрудники не получат уникальной возможности проверить свои силы в полной мере.
И главное - будьте уверены, что все сделали правильно. Не стоит тратить усилия, отслеживая эффект от проведенного тренинга.
Оценка персонала

Вашим сотрудникам и так есть чем заняться, поэтому незачем проводить оценку регулярно.
Не стоит пользоваться известными методами. Придумайте свою технологию оценки, причем без использования литературы и опыта других компаний. Только так у вас будет шанс совершить прорыв в кадровом менеджменте.
Полезно составить мнение о сотруднике еще до проведения оценки. Если ее результаты подтвердят ваше мнение, объявите об успехе данного метода, если они будут ему противоречить - ориентируйтесь на первоначальное мнение. Скорее всего, оценка дает неверные результаты.
Никогда не обсуждайте с сотрудником результаты его оценки. Это внутренняя информация, доступ к которой имеют только сотрудники HR-отдела.
Если оценка показывает, что сотрудника необходимо перевести на новую должность, оставьте его на старой. Такие переводы потребуют слишком много усилий со стороны компании. В крайнем случае, если должность свободна, быстро переведите его туда, но ни в коем случае не обсуждайте этот перевод с ним.
Адаптация сотрудников

В первый день работы посадите нового сотрудника за стол, на котором остались вещи человека, работавшего здесь до него. Пусть разбирается.
Не подходите к новому сотруднику как можно дольше. Он должен полностью прочувствовать атмосферу компании, а ваши комментарии будут его отвлекать.
Не рассказывайте новому сотруднику ничего, связанного с историей и традициями компании, ее проектами и корпоративными стандартами. Вы ведь брали на работу умного человека, он и сам найдет все, что нужно.
Рабочее место нового сотрудника лучше разместить таким образом, чтобы ему не с кем было обсудить возникающие вопросы. Это лишит сотрудника возможности вести разговоры на посторонние темы и освободит драгоценное время для работы.
Если новый сотрудник через неделю приходит к вам в кабинет и говорит, что не планирует оставаться в компании, отпустите его без всяких вопросов. Тем, кто не оценил счастья работать у вас, объяснить это невозможно.
Марианна Сливницкая.

http://www.hrm.ru/

 

 

 

Категория: Рекрутеру | Добавил: rekrutingpm (21.08.2008) | Автор: http://www.hrm.ru/
Просмотров: 5958