Понедельник, 06.05.2024, 00:52
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Виртуальная психологическая служба "ПЕРСОНАЛ"

Меню сайта
Категории каталога
Работодателю [1]
Соискателю [6]
Рекрутеру [2]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Советы психолога

Главная » Статьи » Соискателю

Прием на работу. Как не стать обманутым

Прием на работу. Как не стать обманутым. (ЧАСТЬ I)

www.job.nezabarom.com.ua

 

Мы устраиваемся на работу. Мы хотим понравиться своему потенциальному работодателю. Хотим, чтобы он считал, что мы - те самые люди, которые смогут оправдать его ожидания, заняв вакантную должность.

А если мы в глубине души боимся, что у нас не хватает опыта? Недостаточно высокая квалификация? Слабое здоровье, в конце концов? В таких случаях мы всегда стараемся скрыть свои недостатки и невинно ввести будущего работодателя в некоторое заблуждение.

Но если для себя подобные действия мы считаем допустимыми, то почему аналогичные им должен отвергать работодатель? И отдельные работодатели, из числа тех, кто не способен обеспечить своим сотрудникам приемлемые условия для профессиональной деятельности, частенько уповают как раз на них. Понятно: тем, кто не в состоянии успешно состязаться в честной конкурентной борьбе, ни на что, кроме хитрости, надеяться не приходится.

В этой статье речь пойдет о тех невинных (или не таких уж невинных) хитростях, которые применяют некоторые работодатели для привлечения в свою организацию новых сотрудников.

Профессиональное обольщение обычно используют в двух случаях. Первый - когда охотятся за ценным профессионалом экстракласса, второй - для привлечения специалистов на работу с заведомо невыгодными условиями труда. Но в первом случае экстрапрофессионал сам, как правило, отлично знает, какая репутация у ведущих компаний той отрасли, где он работает, и знает свою цену на рынке трудоустройства. А вот во втором - соискатели часто находятся почти в полном неведении относительно этих важнейших пунктов и, следовательно, рискуют попасть в число потенциальных жертв. И именно им было бы полезно ознакомится с этой статьей.

Сразу определим: речь пойдет не о нарушениях КЗоТ или других законодательных норм. Хитрости, которые описаны в статье, за рамки закона не выходят ни на йоту. Хотя, конечно, при желании любой трудовой договор можно составить так, что в его законодательной легитимности не сможет разобраться и бригада профессиональных юристов... Но трудовые договоры, не отражающие реально условия труда (что встречается сейчас сплошь и рядом), отсутствие на предприятиях элементарной техники безопасности - тема отдельная.

Какие же конкретные хитрости могут использовать профессиональные обольстители? Какие приемы будут они использовать, чтобы войти к нам в доверие и усыпить нашу бдительность? С помощью чего они могут попытаться убедить нас принять не слишком выгодные предложения при трудоустройстве?

Хитрость номер один - создание искусственного конкурса. Если мы поймем, что работодатель испытывает острую нехватку рабочей силы и, следовательно, нуждается в нас, мы сможем занять уверенную позицию и требовать выгодных для себя условий. Поэтому опытный работодатель будет стараться представить дело так, будто широкие возможности выбора - у него, а в положении просителей находимся мы. К тому же наши мысли в подобной ситуации концентрируются на шансах и способах прохождения этого конкурса, отвлекая таким образом от болезненных для работодателя тем.

В рамках этого метода (или как более мягкий его вариант) на групповых собеседованиях используется прием "нехватки стульев". Изначально вместимость аудитории планируется меньшей, чем требует количество приглашенных - мол, смотрите, как вас тут много, желающих, даже стульев на всех не хватает. Если вы где-либо столкнетесь с подобной ситуацией, подумайте о том, что в серьезных организациях таких "случайностей" стараются не допускать, так как заботятся о комфорте своих потенциальных сотрудников и не хотят, чтобы первое впечатление о знакомстве с фирмой у кого-либо ассоциировалось с отчаянным поиском свободного стула.

Чем кроме искусственного конкурса профессиональный обольститель может отвлечь вас от адекватного анализа выгодности его предложения и возможностей возникновения "подводных камней"? Прием номер два называется "мозговой штурм". Столь колоритное название не зря вызывает холодок. Ведь после использования этого приема, если эффект достиг цели, в ваших мозгах останется только вязкая аморфная каша, с которой опытный инструктор сможет сделать все что захочет.

Конечно, в условиях собеседования о приеме на работу провести настоящий мозговой штурм нельзя. Да работодателям этого и не надо. Ведь даже в результате легкого мозгового штурма - а в условиях предварительного собеседования только такой и возможен - неподготовленные мозги могут оказаться достаточно мягкими для того, чтобы последующие обещания работодателя прошли "на ура" без всякого критического анализа. Конечно, этот анализ вы сможете провести, вскоре придя в себя, на худой конец - дома, но тем не менее... К тому же дома работодателю уже не задашь никаких вопросов, а там, глядишь, вспоминая все обещанное, и замечтаться, и забыть можно...

В общем, даже если "жертва мозгового штурма" - не приговор, лучше ею все-таки не оказываться. Тем более что сделать это очень просто. Мозговой штурм, проводимый при приеме на работу, заключается в обескураживании соискателей огромным шквалом информации, объем которой не может быть усвоен среднестатистическим человеком за отведенное время. В результате не выдержавший неожиданной нагрузки мозг временно теряет способность к объективному анализу. Так что, если вы видите, что на собеседовании вас пытаются попросту говоря "загрузить", отключайтесь до тех пор, пока дело не перейдет к конкретным вопросам. Не бойтесь что-либо упустить - у вас еще будет возможность получить всю необходимую информацию в доступной форме. Мозговой штурм рассматривается в этой статье столь подробно потому, что, по мнению автора, столкнуться с ним вам придется еще не раз и не только при приеме на работу.

Что еще на собеседовании может вызвать подозрение? Хитрость номер три - это описание вышестоящей позиции. То есть вам могут полчаса описывать прелести работы менеджера в данной компании, но предлагают-то всего лишь должность помощника менеджера. А менеджером из помощника еще надо стать. И неизвестно сколько сил и времени придется потратить, пока вам это удастся. Да и удастся ли? Опять-таки: в серьезных организациях не будут тратить время на то, чтобы описывать достоинства места, которое вы пока что не заслужили. Журавль-то, как говорится, в небе.

Как частный случай описанной выше схемы - испытательный срок. Частный, но отнюдь не менее опасный. Даже если вас берут только на испытательный срок, ваши работодатели обязаны заключить с вами трудовой договор. И уже ваша задача - внимательно изучить описанные в нем условия (это, между прочим, полезно всегда, а не только в этом случае). Иначе вы сильно рискуете оказаться в положении одного моего знакомого, который три недели таскал кирпичи на стройке за спасибо. И которому теперь все сочувствуют, но никто не может помочь - виноват-то сам.

Кстати, без зарплаты вас могут оставить и еще одним способом. На местах, где работа связана с материальной ответственностью, особенно в розничной торговле, отдельные очень умные работодатели сами устраивают недостачи отработавшим без дня месяц сотрудникам. А затем отпускают - без денег - на все четыре стороны: Скажи спасибо, что отпускаем, а то в суд подадим и всю недостачу выплатить заставим. И люди уходят. Так что аккуратнее с материальной ответственностью! Впрочем, это уже не маленькие хитрости при трудоустройстве, это иначе называется.

С самым страшным пора, пожалуй, покончить (а то вы так совсем на работу устраиваться не пойдете) и перейти к более безобидным вещам.

Вам следует насторожиться, если потенциальный руководитель проявляет излишнюю фамильярность, сразу же старается завести дружбу с потенциальным подчиненным. Это должно наводить на мысль, что в фирме на дружеские ласки столь щедры потому, что с другими видами поощрения (особенно с материальными) здесь, вероятно, не очень. Да и вообще, как заметил Жан де Лабрюйер: Кто умеет внушить, что он не очень хитер, тот уже далеко не прост. И даже если вы уверены, что ваш собеседник - милейший простачок, подумайте: а почему он начальник?

Другая крайность - излишний официоз - сама по себе, в принципе, подозрений вызывать не должна. Но если очень продвинутый и уважаемый топ-менеджер сидит в свитере и джинсах, да еще за обшарпанным столом... Ну, вы поняли. В общем, официоз хорош лишь тогда, когда имеется соответствующий ему имидж. Впрочем, крайность признаком мудрости никогда еще не была. Тем не менее не следует забывать: даже очень подозрительный внешний вид еще не является стопроцентной гарантией неприемлемых условий работы. По одежке только встречают. И очень может быть, что не очаровавшая вас с первого взгляда организация на самом-то деле не из худших. Как и наоборот. Поэтому самое важное при попытке трудоустройства - это содержание конкретного разговора о будущей работе.

О чем нужно помнить, разговаривая с потенциальным работодателем?

Первое и, наверное, самое главное: не упускайте деталей. Любой работодатель без труда сможет нарисовать красивую картинку вашего будущего места работы, но когда вы эту картинку пощупаете, она может и расползтись. Детали важны везде и всегда. На войне главное - маневры. Вы должны твердо себе уяснить, сколько вам собираются платить, за что и как. Постарайтесь, чтобы не было различных неточностей, приблизительностей и прочих быть можностей. Никогда не забуду такой случай. Еще в школе мы с другом захотели подзаработать расклейщиками объявлений. При приеме с нами очень мило побеседовали, сказали, что паспорт и трудовая книжка не нужны, что с пачки расклеенных объявлений выходит в среднем по сто рублей, дали по пачке на расклейку и хотели уже пожать руки, но тут мой друг внезапно спросил: А как вы узнаете, что мы эти объявления расклеили, а не выбросили на помойку? Так мы же платить вам будем в зависимости от числа позвонивших по этим объявлениям - был ответ. Про то, как мы узнаем, сколько человек позвонит по расклеенным нами объявлениям, нам никто так и не сказал. Так что и незначительные детали порой оказываются очень важными, особенно если речь идет о деньгах.

При выяснении интересующих вас вопросов не стесняйтесь показаться непонятливым. Серьезные люди никогда не обвинят вас в занудстве. Более того, представителям организаций, где дело действительно хорошо поставлено, ваша дотошность будет даже приятна. А если, задав несколько лишних вопросов, вы кому-нибудь все-таки покажетесь простачком? Знайте: по-настоящему умного человека это не настроит против вас. Франсуа де Ларошфуко сказал: Вернейший способ быть обманутым - это считать себя хитрее других

Но даже если вы нашли в себе силы задать прямой и острый вопрос, это еще не значит, что ваш визави вынужден будет открыться. В некоторых фирмах, причем как раз из числа тех, которые злоупотребляют привлечением новых сотрудников, инструкторы, проводящие собеседования, проходят даже специальный тренинг по выпутыванию из ситуаций, вызванных неподходящим вопросом. На наиболее часто встречающиеся обличительные вопросы у них, как правило, уже заранее готов уводящий ответ. Многие заготовки предназначены специально для работы с группой. Их авторы рассчитывают, и не без оснований, на то, что задавший вопрос человек постесняется потребовать уточнения из-за все той же боязни показаться самым непонятливым из присутствующих, а также потому, что надеется на других (они все поняли, а если бы не поняли, то спросили бы, один я такой непонятливый). Как было замечено еще Н.Г. Чернышевским, честных людей обманывают толпой.

Конечно, способов обольщения существует бесчисленное множество. Постепенно исчезают или обновляются устаревшие и появляются совсем новые. Рассказать обо всех способах, наверное, невозможно (тем более что их никто не афиширует), здесь рассмотрены лишь наиболее распространенные из них.

Есть одно универсальное средство, которое позволяет не поддаваться всем без исключения приемам. Имя его - ум. Только с помощью трезвого аналитического ума можно разгадать все приемы и каверзы профессиональных обольстителей, тех, кто, используя труд своих сотрудников, пытается экономить на их вознаграждении. Во время каждого собеседования у вас в голове, как у двукратного чемпиона мира в Формуле-1 Михаэля Шумахера во время гонки, должен работать запасной компьютер. И если вы хотите быть умным, то должны знать: умен тот, кто готов думать везде, всегда и обо всем. Ибо знает, что лучше него и за него никто ничего не придумает.

 

Прием на работу. Как не стать обманутым. (ЧАСТЬ II)


Помните детскую песенку: «Висит на заборе, колышется ветром… бумаги листок?

И кто бы мог предположить, что настанет день, когда в поисках работы мы будем внимательно изучать каждый «заборный» листок. Работу, такую желанную, высокооплачиваемую и престижную, предлагают не только в расклеенных объявлениях, но и люди в вестибюле метро и на привокзальной площади.

Соблазн велик: каждое предложение сулит претенденту заработок от 500 до 4000 долларов в месяц, а то и больше. Но при внимательном рассмотрении чаще всего оказывается, что вам предстоит стать участником самой заурядной пирамиды. Например, в обмен на небольшую сумму, высланную по определенному адресу, опубликовывается номер вашего телефона, чтобы по нему звонили желающие разбогатеть. Им также необходимо переслать деньги, а затем ждать сообщения. С каждого «завербованного» вам причитается процент. Но вот получить его вряд ли удастся. В адресатах-то значится какой-нибудь а/я. И не проверишь, кто конверт с деньгами отослал, а кто ограничился одним лишь звонком!

Случается, что «работодатель» требует от соискателей пройти медосмотр или тестирование. Конечно же, за плату и срочно. А потом — привет, вы нам не подошли. Но это все примитив. Народ сейчас пошел творческий, некоторые «фирмы» так научились «лапшу на уши вешать», что сразу и не поймешь что к чему.

«Прочитали мы объявление: фирме требуются опытные машинистки. Я дочку и сагитировала попробовать, — делится опытом Нина Ивановна К. — Пришли мы, а народу — туча. Девчонки — как на подбор: и дипломы, и рекомендации. В общем, устроили нам отборочные испытания. Дали пухлую папку — печатайте. На следующий день звоним — оказывается, первый тур мы прошли, теперь предстоит второй. Снова полдня разные договоры и документы печатали. А на работу дочь так и не приняли. Сказали: не подошла. Честно говоря, мы так и не узнали, что же конкретно фирму не устроило. А когда поинтересовались, сколько же человек испытания прошли, и захотели с принятыми переговорить, на нас как-то странно посмотрели и быстренько выпроводили вон».

А теперь представьте, сколько человек в течение нескольких дней работали на догадливых «фирмачей»! И какой огромный объем работы старательные девушки выполнили за это время совершенно бесплатно, в надежде получить желанное место! И что мешает потом такой «отбор» повторить, если вдруг приключится аврал?

Бывает и так, что, позвонив по указанному в объявлении телефону, вы не получаете точной информации.

«Все подробности — на презентации», — обещает приятный голос в телефонной трубке и называет какой-нибудь адрес. Как правило, это клуб или дом культуры, порядком уставший от безденежья. На презентацию обычно собирается человек сорок. Причем посетителей четко можно разделить на новичков и тех, кто уже вкусил «сладкой» жизни от «гербалайфа» и тому подобных фирм. Неважно, куда вы попали: на презентацию очередного «гербалайфа» или «средства от облысения», но вам обязательно поведают трогательную историю о том, как президент фирмы решил помочь несчастным россиянам. В надежде осчастливить российских продавцов и покупателей заморский «дядя» завез свой продукт в Россию. Теперь у продавцов всегда будут деньги, у потребителей же заморского чуда — здоровье (красота, хорошая фигура, семейное счастье и т.п.). Тут же добровольцы поведают, как отлично действует чудо-препарат, а заодно и лишний раз упомянут, какое огромное состояние можно нажить, занимаясь его распространением.

Безусловно, для начала придется заплатить вступительный взнос (размер колеблется от 20 до 200 долларов) и приобрести со скидкой одну или несколько партий рекламируемого товара (косметику, таблетки, витамины, щетки для одежды). Все, вы на крючке. Волей-неволей, чтобы оправдать затраты, придется продавать «нечто» доверчивым простакам в метро или в вагонах пригородных электричек, предлагать разным конторам. Предполагается, что вы организуете и свою собственную сеть распространителей.

В конце концов, можно уже от своего имени предложить товар оптом друзьям, соседям, родным и знакомым, они, в свою очередь, — еще кому-нибудь

и так далее до бесконечности. Причем за каждого привлеченного вами и вашими «сотрудниками» сулят золотые горы.

По-научному это все называется многоуровневый маркетинг (MLM). В нем, как и в любой другой пирамиде, в выигрыше всегда тот, кто ближе к началу очереди, то есть к верхушке пирамиды. Поэтому реальное богатство и благополучие «грозит» лишь основателю сети. У остальных перспективы несколько иные. После долгих мытарств и попыток «распихать» товар вы вполне можете остаться один на один с партией купленного за свои деньги «средства против тараканов».

Примерно в такую же ситуацию можно попасть, и откликнувшись на объявление типа «Приглашаем к сотрудничеству лиц с высшим образованием», «Работа в офисе» и тому подобное. И в самом деле, кто не хочет иметь непыльную и хорошо оплачиваемую работу? Вот «сетевики» и маскируются под какую-нибудь инофирму.

Как же не попасть на удочку недобросовестных работодателей? Как отличить «живую» вакансию от «мертвой»? Все очень просто. Кадровое агентство «Компания «Фрегат» советует: «живые» вакансии содержат достаточно подробную информацию о потенциальном работодателе, будущих должностных обязанностях, конкретных требованиях, предъявляемых к соискателю. Практически все уважающие себя компании имеют свой сайт в Интернете, на котором зарегистрирован почтовый адрес специалиста-кадровика или внутреннего рекрутера.

Настораживает, если скрывают информацию о компании, ссылаясь на коммерческую тайну, не могут подробно рассказать о деталях работы, на все вопросы предлагают прислать резюме. Если же так и не удалось поговорить с рекрутером, который ведет данную вакансию, внимательно посмотрите на ее описание: угадывается ли за ней какая-либо компания в данной отрасли. Не стоит принимать всерьез сообщения общего типа, несущие минимум информации (что-то вроде «нужен толковый помощник, сообразительный молодой человек», «требуются руководящие работники»).

Серьезная вакансия от внушающей уважение компании или рекрутингового агентства содержит краткие сведения о работодателе («крупнейший российский производитель сачков для ловли бабочек»), название позиции и условий к соискателю. Обычно это требования по опыту работы, образованию, знанию языков, компьютерных программ и специфическим навыкам («опыт работы

в данной сфере от 5 лет, высшее техническое образование, свободное владение английским, хорошее знание компьютера, программ...»). Иногда здесь же упоминаются и личные качества («энергичность, креативность»).

Кроме того, из объявления должно быть более-менее понятно, предстоит ли вам работать в команде или самостоятельно, где находится фирма, предлагающая работу. Уважающая себя организация, как правило, указывает зарплату. Если же она в объявлении не дана, то, возможно, компания невелика.

Но бывает и так, что работодатель размер зарплаты не указывает сознательно, стремясь привлечь людей, которые работают ради идеи, а не денег. И, наконец, в сообщениях о вакансиях обычно указывают размеры дополнительных выплат и предполагаемых льгот. Распространен вариант «оклад + проценты». В этом случае получаемые персоналом деньги напрямую зависят от результатов работы. Конечно, следует заранее оговорить процент и узнать, сколько вы станете получать после того, как войдете в курс дела. Льготы могут состоять из оплаты медицинской страховки, проезда, мобильного телефона, питания. В любом случае эти позиции тоже требуют уточнения и прояснения. Одним словом, чем внимательнее вы проанализируете объявление, тем удачнее сможете действовать, чтобы получить приглашение на собеседование. Если в объявлении указан телефон, имеет смысл сначала позвонить и прояснить наиболее важные вопросы, и только после этого отсылать резюме.

Но не зацикливайтесь на чем-то одном. Обращайте внимание и на сообщения о вакансиях несколько выше тех, на которые вы претендуете. Новый начальник часто производит кадровые перестановки, в этой ситуации могут появиться вакансии вашего уровня. И читайте объявления не только в той рубрике, где собраны предложения по интересующей вас специальности. Ведь очень часто компания дает объявления о целой группе вакансий, интересующая вас может оказаться одной из них, и, кроме того, неожиданно можно наткнуться на интересный вариант, который раньше не приходил в голову. Поэтому психологи советуют максимально широко раскинуть свои сети. Тогда выше вероятность поймать в них действительно что-то стоящее.

Конечно, прибегая к услугам кадровых агентств, вы заранее получаете гарантию порядочности работодателя. Ведь фирме-однодневке нет резона тратить время и деньги на серьезный поиск персонала. Тем не менее, стоит учитывать, что многие фирмы предпочитают проводить рекламную кампанию самостоятельно. Отсюда и многочисленные объявления в газетах типа «Работа» или «Нужен специалист с высшим образованием». Поэтому совсем сбрасывать со счетов такого рода рекламу не стоит. А вдруг действительно там предложат что-то стоящее?

Рекрутеры «Компании «Фрегат» рекомендуют: откликаясь на подобного рода объявления, будьте настороже и задавайте как можно больше вопросов. Как называется фирма? Где находится офис? Кто руководитель? Безусловно, прежде чем что-то решить, хорошо бы лично полюбоваться на регистрационное свидетельство и лицензию, при этом желательно подержать в руках оригиналы. Ну а если вам назовут точный размер оклада или четко опишут систему оплаты и сформулируют ваши должностные обязанности — можно смело заполнять анкеты и решаться на собеседование... И уж совсем излишне говорить о том, что серьезная компания просто не станет развешивать написанные от руки или отпечатанные на «слепой» машинке объявления. Не предназначены для серьезных предложений и заборы, телеграфные столбы и фонари.

Светлана ЛЮБОШИЦ


Как не стать жертвой аферистов при поиске работы

Осень - горячий сезон на рынке труда. По статистике именно осенью заключается наибольшее количество контрактов, в городах чуть ли ни каждую неделю проходят ярмарки вакансий. Газеты по трудоустройству временно "толстеют", а в приемных агентств выстраиваются очереди. И, как следствие, растет число тех, кто становится жертвами махинаторов, умудряющихся извлекать выгоду даже из безработицы.

Компанию "Фортуна Тур", обитающую в недрах самого большого на ВВЦ, 70-го павильона, найти нелегко: над входом в угловой сектор под крышей нет даже вывески. Зато зал полон народа. Небогато одетые граждане сосредоточенно заполняют анкеты, стараясь понравиться "менеджерам". Соискатели проникают в "Фортуну" единственно возможным способом. Наткнувшись на объявление примерно такого содержания: "Требуется менеджер по туризму, образование и возраст значения не имеют, зарплата от 600 до 1000 долларов, гибкий график", следует позвонить по телефону и услышать явку и пароль. Явка - описанный выше "офис", пароль - фамилия "менеджера". Корреспондент "Известий", отправившийся в "Фортуну" по наводке пострадавшего читателя, до анкет и "менеджеров" допущен не был, и ему ничего не оставалось, кроме как ловить на выходе очевидцев.

Любовь Сергеевна захотела поработать в туризме, так как устала жить на зарплату экономиста бюджетного учреждения.

- Ну, сначала, конечно, лекции будут, - просветила меня соискательница, - а как же иначе - опыта-то нет. Ни в чем я не сомневаюсь! Подумаешь, какие деньги - 400 рублей.

Пришлось заняться предсказаниями ближайшего будущего Любови Сергеевны. На лекциях ей и еще десяткам таких же безопытных (фирма - резиновая!) заморочат голову профессиональными терминами типа "ваучер", "стоп-лист", "чартер", "спейс" и т.п. А затем предложат купить недорогую путевочку долларов за пятьсот в качестве доказательства серьезности намерений.

На этом этапе отпадают неплатежеспособные (с паршивой овцы хоть 400 рублей!). И те, кто под маской трудоустройства разглядел очередной способ "впаривания" таймшеров (право недельной ночевки в отеле апартаментного типа, то есть без еды). Доверчивые приобретут бесполезные сертификаты на отдых - денег на перелет и питание все равно нет. А циничные вольются в семью "менеджеров" и начнут "трудоустраивать" следующую партию "лохов".

Описывать все способы псевдо-трудоустройства (в турфирмы, торговые компании, "консультационно-аналитические центры" - вывеска значения не имеет) - дело неблагодарное: методики плодятся, как мухи-дрозофилы. Но противоядие есть. И забудьте про лицензии и любые другие бумажки - этого добра у мошенников предостаточно. Оснастка офиса и признаки добропорядочности во внешности персонала не только ничего не гарантируют, но даже умышленно вводят в заблуждение. А проницательный соискатель отсеивает аферистов еще на заочной стадии.

- Вменяемый работодатель, - разъяснила опытный кадровик Антонина Лебедева, - довольно четко представляет себе, кто ему нужен. Чем выше зарплата, чем престижнее работа, тем жестче составитель объявления позиционирует желаемого сотрудника. Отсюда происходят требования по полу, возрасту, образованию (вплоть до факультета), месту жительства, внешним и семейным характеристикам. И без всякого жизненного опыта ясно, что на объявление о 600 долларах без всяких условий сбегутся толпы. Ни одно нормальное учреждение такого не выдержит. Конечно, можно сымитировать требования. Например, "москвичи и жители Подмосковья до 50 лет с высшим образованием" - но таких сотни тысяч.

Итак, первый признак "честного" объявления (а затем - честного собеседования) - это наличие требований к соискателю. Но он не абсолютен - есть же непрестижные, но вполне реальные вакансии, на которые возьмут всякого. Поэтому задачу надо решать комплексно. Существуют и другие приметы возможного жульничества. Из объявления и телефонного разговора ничего нельзя понять о сфере деятельности фирмы. Вакантная должность носит маловразумительное название - администратор, консультант, менеджер. Фраза "подробности на личном собеседовании" - сигнал тревоги.

Если есть какие-то сомнения, задайте вопрос о платном обучении, даже если в объявлении об этом ни слова. Утвердительный ответ должен только укрепить ваши сомнения. Исключение составляют риелторский и страховой бизнес. Но большинство этих компаний обучают соискателей бесплатно, а в объявлениях предлагают именно обучение.

Наконец, отследив все метки и не обнаружив ничего подозрительного, вы отправляетесь на собеседование. И попадаете в зал, битком набитый народом. И только здесь слышите и про обучение, и про работу "администратором". А главное - про наивернейшую возможность легко обогатиться. Видите нарочито респектабельных хозяев, стадный ажиотаж, охватывающий ваших собратьев. Вот это самый верный признак надвигающегося обмана. Не поддавайтесь.


 

Категория: Соискателю | Добавил: rekrutingpm (25.08.2008) | Автор: www.job.nezabarom.com.ua
Просмотров: 1360