Понедельник, 06.05.2024, 05:07
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Виртуальная психологическая служба "ПЕРСОНАЛ"

Меню сайта
Категории каталога
Работодателю [1]
Соискателю [6]
Рекрутеру [2]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Советы психолога

Главная » Статьи » Соискателю

Как написать резюме и выйграть конкурс?

Как написать резюме?


Что следует и чего не следует писать в резюме

Тому, кто ищет работу через кадровые агентства или по объявлениям, необходимо уметь составить грамотное резюме, чтобы показать товар лицом, т. е. произвести на работодателей благоприятное впечатление своими навыками и квалификацией. В принципе, резюме не помешает и тем, кто ищет работу через знакомых, поскольку это уменьшит количество вопросов к кандидату. К сожалению, а может быть, и к счастью, у нас в стране пока не выработались строгие правила составления резюме. На Западе все по-другому, там существуют определенные требования к форме и содержанию CV (Curriculum Vitae). В переводе с латыни Curriculum Vitae означает «жизнеописание», что в первом приближении соответствует нашему термину «резюме». В развитых странах, в частности в США, даже существуют специальные агентства, единственным видом деятельности которых является помощь ищущим работу в составлении CV.С одной стороны, отсутствие жестких требований к составлению резюме имеет тот плюс, что соискатель получает свободу маневра и может делать акцент на том, что он считает важным для себя или работодателя. С другой стороны, свобода порой приводит к тому, что многие резюме невозможно читать без улыбки, так как они представляют собой самый настоящий винегрет. Например, некоторые резюме больше походят на романы или беллетризованные автобиографии.

Между тем резюме не является автобиографией ни по форме, ни по содержанию. Специалист должен отразить в резюме, притом в краткой форме, лишь то, что действительно может заинтересовать работодателя. Поэтому хотя строгих требований к резюме и не существует, при его составлении стоит придерживаться определенного порядка.Прежде всего, резюме должно умещаться на одной странице (на одной стороне одного листа бумаги). Даже если у специалиста богатый опыт работы или большой послужной список, тем не менее все сведения крайне желательно уместить на одной странице, хотя бы за счет уменьшения размера шрифта. Правда, здесь есть своя тонкость: если резюме будет передаваться по факсу (а это широко распространенная практика), то размер шрифта не следует делать слишком маленьким, иначе текст будет трудно читаемым. Как показывает опыт, при большом количестве претендентов работодатель просто не будет знакомиться со второй или третьей страницей резюме.Второе немаловажное требование: постарайтесь избежать синтаксических и орфографических ошибок. Кому-то может показаться, что это напоминание излишне, но мне приходилось встречать немало резюме с грубейшими ошибками. Соответственно, они производили крайне неблагоприятное впечатление и нелестно характеризовали составителя. Поймите, что резюме — это ваше лицо, это, наконец, сертификат к товару, в качестве которого выступаете вы сами. Если у вас проблемы с русским языком, то, прежде чем его отсылать, покажите резюме своим знакомым или друзьям для проверки.

Резюме обязательно надо писать на русском языке, если только в объявлении однозначно не сказано иное. К сожалению, некоторые пренебрегают этим требованием, присылая резюме на английском. Таким образом, они, наверное, пытаются произвести впечатление своим глубоким знанием иностранного языка. Но эффект часто оказывается противоположным. Работодатели обычно считают такие манеры пижонством. Требование составления резюме на русском языке справедливо даже для иностранных представительств, поскольку и у них приемом на работу занимаются наши соотечественники. В начале резюме (слово «резюме» писать не обязательно) необходимо представить важнейшие биографические данные, как-то: фамилию, имя, отчество, возраст и семейное положение. В принципе, возраст и семейное положение можно указать и в конце резюме, но Ф.И.О. желательно поместить в самом начале.

Непосредственно за биографическими данными следует сразу указать, какую работу вы желаете получить и/или на какую должность рассчитываете. Совсем недавно, когда мы нанимали системного администратора, я просмотрел пару десятков резюме, и меня поразило, что в большинстве из них этот важный пункт отсутствует. Из самих же резюме далеко не всегда понятно, что хочет кандидат. Например, г-н Имярек в разное время занимался торговлей компьютерами, администрировал сеть, был программистом и даже менеджером. Из резюме было неясно, к какой работе он больше расположен, а это для работодателя очень важный вопрос. Мало кто захочет взять системным администратором человека, если тот предпочитает заниматься маркетингом: спустя несколько месяцев он все равно уволится. Тем не менее в резюме можно указать несколько видов деятельности, которыми вы желали бы заняться, — главное, чтобы эти виды деятельности были близки друг к другу. Хороший пример: «Ищу работы сетевого администратора NetWare/UNIX или системного администратора UNIX». Плохой пример: «Ищу работу сетевого администратора или менеджера по продажам компьютерного оборудования».

Конечно, всякое правило имеет исключения: если вы собираетесь искать место через кадровые агентства и наперед не знаете, что вам могут предложить, то можете указать несколько видов работ. Если же вы собираетесь посылать резюме в ответ на объявление в прессе или в Internet, то рекомендуется называть один конкретный вид деятельности (тот, что указан в объявлении). Тогда у работодателя с большей вероятностью сложится мнение, что нужный ему специалист — именно вы.Что касается содержательной стороны, то состав резюме можно разделить на три части: послужной список, образование и дополнительные сведения. Первые две части могут размещаться в любом порядке, дополнительные же сведения надо располагать в конце документа. В этой связи можно только дать рекомендацию: если у вас небольшой опыт работы (вернее, не особо примечательный послужной список), то лучше начать с образования. Это особенно рекомендуется делать вчерашним студентам. Самый главный принцип при составлении резюме: не заниматься литературным творчеством, т. е. не сочинять. Лучше о чем-то не договорить, чем сказать лишнее. Никогда не пишите о том, что вы специалист в таком-то предмете, если вы про этот предмет знаете лишь понаслышке. Мало того, что вас все равно поймают за руку, вы можете испортить себе карьеру, даже перейдя в другую компанию, так как дурные вести распространяются быстро. Конечно, ничто не мешает несколько приукрасить свои достижения. Но именно приукрасить, а не наврать. К сожалению, до сих пор в резюме можно встретить откровенную ложь. Особенно этим страдают вчерашние студенты. А ведь сказано, «береги честь смолоду». Часто обман можно обнаружить, даже не встречаясь с кандидатом, непосредственно из самого резюме. Как можно всерьез отнестись к молодому человеку 23 лет от роду, когда он сообщает о себе, что чуть ли не в совершенстве владеет СУБД Oracle, Informix и Microsoft SQL Server одновременно, а также ОС UNIX, NetWare, Windows NT и, более того, САПР AutoCAD и системой Lotus Domino? До него еще не дошло, что таких гениев не может быть в принципе, тем более в 23 года.

Еще одно важное замечание: не болтай лишнего. Даже если специалист действительно много знает, работал с разными продуктами, имеет публикации и владеет множеством профессий, то вряд ли ему стоит обо всем этом писать. В первую очередь это замечание относится к тем сферам деятельности, которые непосредственно не связаны с искомой работой. Глупо писать, что вы хорошо разбираетесь в теплотехническом оборудовании, когда претендуете на место системного администратора. Но и при перечислении сведений, непосредственно связанных с компьютерной областью, надо знать меру. Работодателю важно, чтобы вы как можно лучше владели интересующим его предметом. Если же вы напишете, что владеете еще множеством других предметов, это может создать неблагоприятное впечатление, поскольку работодатель справедливо посчитает, что вы недостаточное внимание уделяли нужному для него. В этой связи мне вспоминается случай, когда некий кандидат наук пытался устроиться в зарубежную фирму и, чтобы поразить их, привел список своих публикаций, счет которых шел на сотни. Само собой разумеется, фирма отказалась принять его на работу, указав, что он не может быть хорошим работником, поскольку все время тратит на написание статей. Соискателю не следует также перебарщивать с указанием своих заслуг, поскольку те, от кого зависит ваше принятие на работу, держатся за свои места и не хотят лишней конкуренции со стороны новичка. В свое время мне самому пришлось столкнуться с подобным случаем. Работая на заводе, где возникли проблемы с выплатой зарплаты, я попытался устроиться администратором сети филиала очень известного банка. Все предварительные согласования и собеседования прошли как по маслу. Однако, посмотрев резюме, руководитель ИТ банка категорически воспротивился моему назначению, заявив, что я слишком «крут» для них и что я их буду «подсиживать» (конечно, это было сказано мне лично, руководству же придумали иную версию).

При составлении резюме, по возможности, надо следовать правилу: как можно больше узнать о работодателе и о том, что он хочет. И резюме писать конкретно «под него». Для этого вы можете заготовить специальный шаблон, где, меняя несколько фраз, легко адаптировать содержимое документа. К сожалению, такой вариант подходит лишь для случаев, когда поиск работы осуществляется по объявлениям. При работе с кадровыми агентствами он не годится, поскольку работодатель и его требования заранее неизвестны.

Послужной список, т. е. предыдущие места работы, надо приводить в обратном хронологическом порядке, причем наиболее полно описывать последние места работы. Работодателей не интересует, кем вы были и чем вы занимались пять лет назад, а тем более десять. Опять же, ваше описание надо по возможности подстраивать под требования заказчика, не отвлекаясь на мелочи, которые его совершенно не интересуют (например, что вам приходилось работать с некоей экзотической программой). Однако если вы освоили какой-то серьезный пользующийся популярностью или установленный у работодателя продукт, то рекомендуется упомянуть об этом. Это даст вам дополнительные шансы. Перечислить следует не только род ваших занятий, но и должности, для многих работодателей это очень важные сведения. Неплохо, если отдельным пунктом (перед началом или по окончании послужного списка) вы приведете, как говорится, итоговый список своих навыков. Это, своего рода, резюме в резюме.Что касается раздела «Образование», то его также нужно составлять в обратной хронологической последовательности. В первую очередь необходимо указывать профессиональное образование, в особенности какие курсы посещали и какие сертификаты имеете. Неважно, что сертификаты действуют обычно только один год, наличие сертификатов, особенно международных, всегда производит впечатление на работодателей, независимо от срока давности. Не следует также забывать привести сведения о вашем общем образовании, немало работодателей обращает внимание на этот пункт, даже если вы окончили ВУЗ два десятка лет назад. В разделе «Дополнительные сведения» (разумеется, название писать не следует) нужно указать возраст и семейное положение (если они не были приведены ранее), домашний адрес и телефон. Здесь же можно сообщить о наличии водительских прав, уровне владения иностранными языками, перечислить свои публикации, награды, дипломы конкурсов (если таковые имеются) и указать другие сведения.

И напоследок, прежде чем отправлять резюме, прочитайте его несколько раз. Еще лучше, если кто-нибудь проверит его. Резюме лучше сразу подготовить в нескольких вариантах даже для одного и того же работодателя: в печатном и электронном виде. Если резюме планируется пересылать по электронной почте, то его содержание лучше поместить непосредственно в теле письма, а не в качестве attachment. Если же вы все-таки отдаете предпочтение использованию attachment, то имейте в виду, что пересылка письма в форматированном виде, пусть даже оно создано в каком-либо популярном текстовом редакторе, считается дурным тоном. Может оказаться так, что любимый вами Word у работодателя не используется, а если и используется, то в нем может не оказаться нужных шрифтов.

Как выйграть конкурс резюме?

Как бы вы ни искали работу - через знакомых, по газетам или пользуясь Интернетом, настанет момент, когда вас попросят показать (или прислать) свое резюме. И если каких-нибудь 5 лет назад мало кто понимал, что это такое и чем отличается от банальной анкеты, сейчас для всех очевидно, что без грамотно составленного резюме поиск работы малорезультативен. И если раньше у нас, в основном, спрашивали, можно ли писать резюме от руки и какие и в какой последовательности там должны быть пункты, теперь все больше интересует, что собственно в этих пунктах должно быть, как найти меру между традиционным изложением и оригинальностью стиля. А также, насколько возможен вольный стиль в резюме?

Итак, что отличает хорошее резюме?

1. Точность. Все, что изложено в резюме, соответствует заявленной должности и требованиям к данной вакансии.

2. Лаконичность. Резюме занимает одну страницу. Даже, если вы занимаете высокую должность и круг ваших обязанностей широк, а профессиональный путь - долог, все равно все это можно уместить на одной странице. Хорошее резюме - как анонс интересной книги или спектакля. Главное - заинтересовать, все остальное можно изложить при личной встрече.

3. Структурированность. Когда резюме написано сплошным текстом, без акцентов и выделений, его очень трудно читать, и пока пытаешься найти основные моменты, начинаешь испытывать сомнение, может ли человек, составивший такое резюме, выделять главное в работе, последовательно и логично излагать мысли.

4. Дизайн. Это не значит, что там должно быть много рамочек и символов. Как раз наоборот, лучше всего, если их не будет. Проходя через факс, все это смазывается и затрудняет чтение. Лучше "играть" со шрифтом - выделяя должности, основные места работы и профессиональные навыки. Резюме должно быть таким, чтобы его можно было читать, не напрягаясь. Не делайте красиво - делайте удобно.

Итак, с чего начать? С точной формулировки должности. Напишите свои имя, фамилию и отчество в центре листа, а ниже точное название должности, которую хотите получить. Ее формулировка должна точно совпадать с тем, как она заявлена.

Некоторые вместо должности пишут "хотел бы получить интересную работу, которая бы соответствовала моему образованию и опыту работы и могла бы принести пользу вашей компании для ее дальнейшего успешного развития". Такого рода формулировки чем-то напоминают клятву юных ленинцев. Это вызывает недоумение у работодателя и не находит поддержки. Ясно, что сам человек плохо себе представляет, чем бы конкретно он мог заниматься и как бы предлагает работодателю решить кроссворд - внимательно изучить резюме и найти верный ответ, проставив его в графу "должность".

Не указывайте несколько позиций сразу - в компанию требуется строго определенный человек, а то, что можете еще что-то, - это моменты вашей биографии, которые вряд ли заинтересуют работодателя. В худшем случае могут снизить ваши шансы.

Если вы можете быть и секретарем, и менеджером по рекламе, и помощником бухгалтера, вы, скорее всего, не получите ни одну из этих должностей. Логика рассуждения работодателя может быть приблизительно такой: "Вероятно, она работала секретарем, но теперь хочет сделать карьеру и рассматривает должность секретаря, как некий этап для дальнейшей карьеры на фирме. Но мне нужен секретарь, а не менеджер по рекламе, либо она будет недовольна работой, либо будет все время искать себе что-то еще". "Менеджер по рекламе нужен, но у нее вероятно, нет опыта, раз она готова быть и секретарем, скорее всего просто размещала рекламу через рекламные агентства, вот и весь ее опыт". Что будет думать работодатель, которому нужен бухгалтер, вы можете предположить сами.

Образование

Чем более совершенным становится рынок труда, тем больше внимания уделяется качеству образования. Сначала было просто важно его иметь, потом фаворитом стало профильное образование, сегодня уже важно, в каком именно институте вы получили это профильное образование.

Имеет ли смысл указывать все учебные заведения, которые вы закончили?

Если вы сначала закончили техникум, а потом благополучно институт, то вероятно, не стоит упоминать первое образование, если оно, конечно, не прямо связано с вакансией, на которую вы претендуете.

Продумайте, какие курсы вам стоит назвать, а какие лучше сохранить в своей памяти. Если вы, например, собираетесь получить работу секретаря, то бухгалтерские курсы вам будут только в плюс. Появляется возможность расширить обязанности секретаря, например, выписка счетов-фактур для клиентов, работа с подотчетными лицами и др. Если же у вас уже есть диплом аудитора, вряд ли стоит на странице резюме прописывать все вехи вашей карьеры, начиная от трехмесячных курсов по бухучету и заканчивая получением аттестата в Минфине.

При выборе информации для этого раздела руководствуйтесь простым правилом: пишите все, что может свидетельствовать об уровне вашего профессионализма. Все что относится к миру увлечений или случайным "пробам пера" в другой профессии (курсы по имиджу, массажу, рекламе, ценным бумагам) и не имеет прямого отношения к работе, лучше опустить. Человек, который стремится набрать как можно больше очков, рассказывая о своем разнообразном образовании, часто воспринимается, как неуверенный в своих силах, стремящийся защититься обилием корочек, дипломов и похвальных грамот.

Если вы недавно окончили учебное заведение, стоит указать название дипломной работы, практикума и т.д. Стремитесь упомянуть все, что имеет хоть какое-то отношение к предполагаемой работе. Но, конечно, не стоит перечислять названия всех учебных курсов, которые вам преподают, и уж тем более высылать вместе с резюме в качестве приложения копию диплома с оценками.

Опыт работы

Принято начинать с указания последнего места работы и далее в обратном порядке. Укажите название компании, в которой вы работали и ее профиль деятельности; должность, которую занимали. Постарайтесь, чтобы ее название было созвучно вакансии, на которую вы претендуете. Даже, если в трудовой книжке она называется иначе, но круг обязанностей, который вам приходилось выполнять, тот же, ничего страшного не случится, если вы слегка откорректируете название должности. Не забывайте, что резюме - это только резюме, важно получить приглашение на собеседование, а в дальнейшем, при личной встрече с работодателем, всегда можно сослаться на штатное расписание или что-нибудь в этом роде.

Особое внимание в этом разделе уделите грамотной и точной формулировке ваших должностных обязанностей. Именно по тому, насколько грамотно вы сформулировали свои основные должностные обязанности, и будет складываться первое впечатление о вас, как о профессионале. Сравните, например, круг обязанностей, описанных разными людьми, претендующими на вакансию финансового директора:

• на меня были возложены исполнительные функции планирования и согласования вопросов финансирования, контроль за деятельностью финансовых служб, анализ хозяйственной деятельности, расчет эффективности вложений;

• управление и перераспределение ресурсов компании, организация работы финансовой службы, анализ финансовой деятельности, финансовое бизнес-планирование, взаимодействие с финансовыми институтами, финансовое управление проектами и расчет эффективности инвестиций.

Сколько мест работы надо указать?

Можно написать о двух последних, можно указать стаж за последние 5, 10 лет. Не переписывайте всю трудовую биографию, ограничьтесь тем, что имеет отношение к предполагаемой работе и должности.

Особая история с теми, у кого этого опыта нет, его может не быть вообще или по данной специальности. Но даже, если вы нигде не работали, попробуйте вспомнить опыт своих временных работ, подработок, дипломных практик. Как правило, что-то можно раскопать в своей жизни, чтобы суметь это преподнести на уровне резюме.

Навыки

Помимо владения компьютерными программами и знаниями языка, можно выделить и особо указать профессионально важные навыки и умения. Для секретаря это может быть скорость машинописи, знание делопроизводства, стенографии, владение оргтехникой, деловой этикет, для маркетолога-аналитика - знание методов количественных и качественных исследований и т.п.

Возможно, к написанию резюме стоит привлечь своих коллег или хороших знакомых, они помогут вам оживить память и взглянуть на себя с лучшей стороны. Ведь резюме - это визитная карточка, и она должна выглядеть безупречно.

www.job.nezabarom.com.ua
Категория: Соискателю | Добавил: rekrutingpm (21.08.2008) | Автор: www.job.nezabarom.com.ua
Просмотров: 2250